Основным инструментом непрерывного
совершенствования на тактическом горизонте служит разработка и внедрение
предупреждающих действий при выявлении проблем качества на основе анализа
информации:
а)
о конкурентоспособности продукции на рынках сбыта на
основе маркетинговых исследований и оценки удовлетворенности потребителей;
б)
о причинах и видах несоответствий сырья, материалов и
продукции;
в)
о качестве продукции по результатам контрольных
испытаний и результатам применения у потребителей;
г)
о возможностях производственных процессов и о состоянии
процессов управления, применяемых в подразделениях.
Анализ
данных о качестве с целью выявления проблем и разработки предупреждающих
действий может носить как оперативный, так и периодический характер:
а) при
анализе внутреннего брака и претензий потребителей, когда они
носят массовый характер или приносят значительные убытки, предупреждающие
действия разрабатывают в виде планов мероприятий, которые могут включать:
-
внесение изменений в применяемые процессы,
-
перераспределение ответственности и обучение
персонала,
-
ремонт или частичную модернизацию оборудования,
оснастки, средств измерений или их замену;
б) при анализе отдельных характеристик продукции и параметров производственного
процесса с помощью статистических методов (например, контрольных карт), предупреждающие действия разрабатывают с целью управления процессом
(редактирование процесса) для улучшения его качества;
в)
при ежемесячном анализе процессов ответственными за
функционирование процессов СМК;
г) при
ежеквартальном анализе состояния системы управления на основе менеджмента
качества со стороны руководства.
Если во время анализа обнаруживают
проблемы, в том числе проблемы, не решенные на оперативном уровне, требующие
привлечения широкого круга специалистов и значительных ресурсов, то ответственный
за процесс своим распоряжением или приказом вышестоящего руководителя формирует
команду, в состав которой могут входить специалисты разных подразделений.
Для эффективного решения проблемы команда специалистов выполняет «проект
улучшений» и может применить инструменты качества более высокого уровня,
входящие в такие методики, как: «Кайдзен», «6 сигм», «Бережливое производство»,
ТРМ и другие. Координирует работу команды, направленную на решение
проблемы, ответственный за процесс (спонсор команды).
Необходимо иметь в виду, что в реальности в процессах
наблюдается сочетание различных проблем и, поэтому, для их разрешения могут
быть применены совместно или последовательно различные методы и различные
способы изменений.
В том случае, когда материальных ресурсов недостаточно, требуются проектные работы с привлечением
сторонних организаций, команда, созданная для решения проблемы, готовит
предложения и технико-экономическое обоснование
для открытия инвестиционного проекта (стратегический уровень улучшений).
|